История направления
Время шоу
ШОУ, столь модные в последнее время, строго говоря, не являются каким-то отдельным видом искусства. Само слово ШОУ — английского происхождения и означает «показ», «зрелище» и при широкой трактовке этого термина, может относиться к самым разным областям человеческой деятельности. Если понимать его как некое явление с повышенной зрелищностью, то сегодня нетрудно увидеть ШОУ в праздниках, карнавалах, концертах, кино, театрах, выставках и т.д.
Любое из этих проявлений культуры может быть в форме ШОУ, а может и не иметь повышенной зрелищности; возможны вполне камерные варианты. Но тем не менее сам факт, что ШОУ в современной культуре есть, накладывает на нее заметный отпечаток, и подчас даже в самых камерных произведениях можно заметить отголоски ШОУ. Все это позволяет говорить, что сегодня ВРЕМЯ ШОУ. Но следует подчеркнуть, что масштабные явления повышенной зрелищности, то есть ШОУ, имели место отнюдь не во все периоды развития мировой цивилизации. Дело в том, что ШОУ слишком сложны в создании, они должны быть востребованы в идейном и социальном плане, и не каждая общественная формация может способствовать их возникновению. ШОУ появляются лишь в определенное историческое время — время ШОУ. Чтобы лучше понять, чем же наше время оказалось временем ШОУ, какую роль играют ШОУ в сегодняшней цивилизации, небесполезно заглянуть в далекое прошлое, в истоки культуры.
Пожалуй, первыми, практически светскими, нежреческими явлениями, которые можно расценить как древние ШОУ, следует считать празднества Диониса в полисах античной Греции. Здесь уже появляется режиссер «Иподидаскал» и, что для нас самое примечательное: художник-постановщик. Главный вклад праздников Дионисия в последующую карнавальную шоу культуру: это создание крупных движущихся элементов, являющихся акцентами в композиции шествия. Речь идет о знаменитых «каррос навалис» (морских колесницах) - передвижных сценах, декорированных под корабли. Возможно, слово «карнавал» (как одна из версий) берет свое начало от этих колесниц. И уж совершенно бесспорно, что по сей день профессиональные карнавальеры разных стран пользуются термином «карроса» для обозначения любых крупных движущихся форм в процессии. Но общественные и экономические условия в городах-республиках античной Греции не позволили развиться полномасшабной культуре ШОУ.
Подлинный расцвет ШОУ впервые получили в эллинистических монархиях, возникших после распада империи Александра Македонского. Огромные разноплеменные государства оказались в культурном плане прекрасной почвой для создания грандиозных постановок, художественно свободных, объединяющих праздничные традиции самых разных народов. Бурно развившаяся после походов Александра Македонского торговля создала необходимые экономические возможности для осуществления главной идеологической задачи того времени - прославления вновь созданных государств и укрепления их могущества. Именно этот период следует считать первым временем ШОУ в истории мировой цивилизации.
Огромные придворные праздничные церемонии назывались «феериями» и «помпами». Их зрелищная сторона до сих пор будоражит умы человечества, навсегда оставив в его лексиконе слова «помпезный» и «феерический». Например, известно празднество, во время которого крылатая Ника-Победа, летая с помощью подъемного крана, венчала лаврами царя Митридата. Для помпы египетского царя Птоломея Филадельфа была сооружена в Александрии пышная золоченая постройка «скенэ». Среди различных мифологических персонажей на ней появлялся великан с рогом изобилия — «Счастливый Год». Массы ряженых изображали реки и города египетской державы.
Учитывая важную роль ШОУ в эллинистическом мире как мощного средства воздействия на общественное сознание, представляется совершенно естественной театрализация знаменитого плавания Клеопатры навстречу Антонию «....на корабле с золоченой кормой под широкими пурпуровыми парусами. Царица лежала под балдахином, украшенная золотом, в наряде, как обычно рисуют Киприду. Рабыни в костюмах Граций и Нереид стояли у весел и корабельных снастей. По ночам на корабле горели огни, расположенные кругами, четырехугольниками и иным причудливым образом». (Плутарх).
Но бесспорным пиком ШОУ древнего мира является эпоха императорского Рима до принятия христианства. Это подлинное время ШОУ, специфических, ужасных по своей жестокости и грандиозных по размаху. Огромные празднества самого различного характера окрашивали всю общественную жизнь Рима. Римские ШОУ - могучее по тем временам средство воздействия на умы современников, было активно востребовано. Вспомним знаменитый лозунг толпы: «Хлеба и зрелищ!» Восприняв праздничную культуру покоренных народов Средиземноморья, Рим создал исключительно богатую в художественном плане культуру ШОУ. Всяческие политические церемонии, триумфы победителей, массовые сражения гладиаторов и даже казни - все подвергалось театрализации, превращаясь в ШОУ. Одна из побед Цезаря отмечалась шествием слонов с огромными факелами на спинах. Для боев гладиаторов воздвигались декорации сказочных крепостей, Трои, Фив и т.п., и люди тысячами сражались и умирали в мифологических костюмах. В грандиозных, даже по римским меркам, навмахиях, на специально вырытых водоемах участвовали сотни боевых кораблей, воспроизводя мифологические и исторические события: осаду Сиракуз и пр. В театрализованных «охотах» на аренах амфитеатров участвовали огромные массы диких животных: 400 медведей, 300 львов и т.д. В Книге зрелищ Марциала описываются театрализованные казни:
«Вдруг на арене Орфей показался, он вышел из люка.
Двинулись скалы, дивясь, вкруг певца закружились деревья.
...но растерзал беспощадный медведь песнопевца Орфея.»
В роскошных декорациях шли в римском театре музыкально-танцевальные ШОУ — «пиррихии», где использовались сложнейшие эффекты (провал огромной горы и др.), трудно осуществимые даже в сегодняшнем театре. Однако с изменением исторических условий: принятием христианства, ослаблением и обеднением империи - ШОУ прекратили существование, исчезнув из культуры человечества без малого на тысячу лет.
Следующим временем ШОУ явилось позднее средневековье со своими знаменитыми мистериями. Питательной культурной средой для их возникновения служили распространившиеся тогда религиозные инсценировки в соборах, цеховые праздники, карнавалы и театрализованные встречи коронованных особ, так называемые «въезды». Прямыми инициаторами мистерий были высшие сановники католической церкви, рассчитывавшие масштабными полусветскими постановками поддержать свое влияние, ослабевавшее в связи с появлением различных просветительских гуманистических идей. Мистерии, проводившиеся на центральных площадях богатых торговых городов, имели огромный по тем временам размах. Сложнейшие декорации, как правило, симультанных (одновременных) сцен, где каждый эпизод имел свою декорированную сцену, массы костюмированных участников, техника «полетов» и «провалов», пиротехника делали эти постановки подлинными ШОУ. Эти постановки обогатили мировую культуру ШОУ множеством художественных открытий. Но, исчезнув в центральной Европе, ШОУ почти сразу возродились в Италии, хотя уже совершенно в другой, вполне светской театральной форме. Это так называемые «интермедии», которые стали сопровождать мало зрелищные драматические спектакли при дворах богатых вельмож.
В интермедиях художники давали волю своей фантазии, зачастую, весьма приблизительно связанной с содержанием пьесы. Космогонические образы, природные катаклизмы и прочие эффектные зрелища стали постепенно вытеснять драматический текст.
Началом ШОУ нашего времени можно условно считать грандиозные интермедии к спектаклю «Паломница», осуществленные на свадьбе Медичи в 1589 году Б. Буонталенти. Особенно примечательна четвертая интермедия Аид, построенная на смешении античных и христианских аллегорий. Весь XVII век и весь XVIII век - время ШОУ. Дворы аристократической Европы соревновались в пышности своих праздников и спектаклей. Зрительный фактор настолько превалировал, что когда венецианского декоратора Д.Торелли, «великого чародея» пригласили во Францию, то предварительно были выяснены возможности предлагаемых им эффектов, и уже затем, в соответствии с ними, П.Корнель писал пьесу. Речь идет о самой известной «трагедии с машинами» - «Андромеде».
Послепетровская Россия не осталась в стороне от «ШОУ лихорадки» своей эпохи. Известно, что на одном из представлений в честь Екатерины II во время ее путешествия на юг, было 110(!) перемен роскошных декораций.
Аристократические ШОУ прекратили свое существование под влиянием французской революции. Но «яростные якобинцы», отвергнув роскошь постановок аристократии, тут же, заполнили вакуум зрелищности огромными ШОУ, выполненными в суровой эстетике республиканского Рима. Знаменитые празднества французской революции затмили по своим масштабам монархические постановки. Для праздника Верховного Существа была насыпана декоративная гора, по отрогам которой двигались войска, группы костюмированных граждан и различные аллегорические фигуры. Главным режиссером и сценаристом этих празднеств, призванных сплотить нацию революционными идеями, был известный художник Луи Давид. Мы далеки от мысли ставить художника выше режиссера. Наоборот, мы подчеркиваем, что режиссером был человек, мыслящий как художник, что говорит об общественном признании важнейшей роли зрелищности в этих политических ШОУ.
С начала XIX века в культуре ШОУ наступает пауза, вызванная воинами Наполеона и последовавшей за ними некой «общественной усталостью», облеченной в художественные формы романтизма. В дальнейшем весь век с его локальными воинами, неудачными революциями и колониальными захватами оказался для цивилизации довольно тихим временем. Интерес к зрелищной стороне различных спектаклей и представлений возобновился и особенно усилился к концу столетия в связи с бурным развитием театральной техники, в первую очередь американской. Извержения, водопады и океанские бури заполняли театральные сцены. Появились зрелищные карнавалы в Ницце, Рио и др. Но временем ШОУ XIX век, все же, назвать нельзя. Ни дряхлеющие монархии, ни набирающий силу капитализм не выдвинули насущной потребности в масштабных ШОУ, окрашивающих своим существованием другие сферы цивилизации. Это век-прелюдия времени ШОУ.
На рубеже веков родилось мощное художественное и техническое средство воздействия на зрителя - кино. И с первых же фильмов («Путешествие на Луну» Ж.Мельеса) и др., оно заявило о своих возможностях в направлении ШОУ. «Кабирия» Д.Пастроне и «Нетерпимость» Д.Гриффита потрясли воображение современников своим размахом и способствовали ШОУ-кинобуму последующих десятилетий. Время ШОУ ХХ века началось с 20-х годов как гедонистическая реакция на бессмысленные кошмары Первой Мировой войны. Роскошные ШОУ с сексуальным оттенком французских кабаре и театров варьете, богатые постановки английских мюзик-холлов и, главное знаменитая ШОУ дорога «Бродвей- Голливуд и обратно», осуществлявшая взаимопроникновение театра и кино, создали в культуре стран победительниц целое ШОУ направление. Повышенная зрелищность, освобожденная новыми художественными идеями от эклектичных форм прошлого, проникала во все сферы жизни: рекламу, торговлю, политику. В 30-е годы бродвейско-голливудские ШОУ достигли небывалого размаха, который вошел в историю культуры как «стиль Беркли» по имени известнейшего постановщика ШОУ этого времени. Один из самых знаменитых балетных эпизодов, поставленных Б.Беркли на многоэтажных арочных конструкциях, назывался «Вспомните моего забытого мужа». Даже страны особенно сильно пострадавшие во время войны и потрясенные социальными конфликтами включились в общий бум ШОУ. Хотя и итальянские фашисты, и германские нацисты, и российские коммунисты делали это в своих принципах и методах. Дуче стал откровенно возрождать помпезные празднества Римской империи, лично подражая мимике популярного героя фильма «Кабирия» - Мациста. Фюрер, начав с уличных шествий, пришел к исключительно масштабным военизированным представлениям на стадионах. Празднество в честь его пятидесятилетия с огромной факельной свастикой на поле стадиона - пример такого сверх дисциплинированного ШОУ, призванного символизировать «единство нации». Особенно следует остановиться на судьбе ШОУ в нашей стране. Русская революция повторила французскую, в идее использования массовых шоу для поддержания революционного духа общества. Разоренная, скованная разрухой страна, нашла в себе силы проводить грандиозные массовые постановки. Лучшие художники Ю.Анненков, М.Шагал и другие занимались их сценографией. Особенно известно представление «Штурм Зимнего» (1920), превратившее всю Дворцовую площадь Петрограда в грандиозный ШОУ - театр. Символические Белая и Красная площадки с декорациями высотой едва ли не в фасад Генерального штаба соединялись мостом, на котором сталкивались борющиеся группировки. В финале все зрители как бы участвовали в историческом штурме. С приходом к власти Вождя и Учителя всех народов массовые революционные ШОУ пошли на убыль. Ему требовался не столько энтузиазм масс, сколько их дисциплина. Большие скопления людей вызывали у него опасение. Поэтому в 30-е годы из массовых акций остались лишь хорошо организованные демонстрации трудящихся и эффектные спортивно-военизированные праздники на стадионах. Попытка А.Луначарского догнать Запад в сфере эстрадных ШОУ, создав советские мюзик-холлы, принесла лишь временный успех. Эту же цель преследовали и киномюзиклы Г.Александрова, в первую очередь «Цирк». Но и та и другая попытка были смертельно опасны для их авторов. Им угрожала судьба В.Мейерхольда- апологета зрелищной тенденции в театре. В результате мюзик-холлы были закрыты в 1937 году. Прекратились съемки мюзиклов. Эстрадная зрелищность была объявлена враждебной, буржуазной тенденцией. Единственным возможным направлением развития театра, кино и эстрады признавался психологизм в духе буквально понятого К. Станиславского.
Советская Россия надолго выпала из общемирового ШОУ времени ХХ века. Запад же быстро восстановил свои творческие силы после потрясений Второй Мировой войны. Знаменитое суперкабаре Лидо было основано в перенесшей оккупацию Франции уже в 1946 году. У нас мертвый сезон ШОУ продолжался еще многие десятилетия. Безусловно, начиная с хрущевской оттепели, начались заметные подвижки. Прошел фестиваль 1957 года, наглядно показавший как далеки мы от культуры остального мира, в том числе и в стилевом отношении. Стали возрождаться зрелищные формы эстрады, были реабилитированы мюзик-холлы. Даже праздничные демонстрации претерпели обновление. Чтобы не утомлять начальство на мавзолее многочасовым однообразием, были введены «Перестроения головной колонны демонстрации трудящихся» - массовые композиции в спортивных костюмах с участием каррос плакатного содержания. Продолжали развиваться принципы стадионных представлений с их знаменитым «фоном», подлинным советским ноу-хау этого периода. (Вспомним плачущего Мишку!) Мощным стимулом к развитию ШОУ стало телевидение, привнесшее свою специфику в области света, фактур, композиции и др.
Заслуженный художник РФ А.П.Мальков